© Moriah Galvan, MSc и Jennifer Vonk, PhD, 2015г.
Как известно «лучшим другом человека», считаются домашние собаки, отношения которых с людьми достигли, вероятно, возможной вершины. Это объясняют тем, что на протяжении многих веков собаки подвергались направленной селекции, чтобы улучшить послушность и дружелюбие к человеку.
Есть много исследований, результаты которых подтверждают наличие взаимопонимания между людьми и собаками. Удивительно, но наши взаимоотношения с кошками не привлекают такого внимания со стороны учёных, хотя сейчас это самое популярное домашнее животное в мире. Поиск результатов научных исследований поведения кошек дает сравнительно немного данных. При этом, большинство исследователей фокусируется на биологических особенностях кошек, а не на их поведении. В этой статье делается попытка осветить отношения между человеком и кошкой и, в частности, в той области, которая сейчас вызывает бурные дебаты в фелинологической литературе. Это способность кошек понимать человеческие эмоции и соответствующим образом реагировать на них, а кроме того (если это происходит на самом деле), объяснить причины такого поведения.
Помимо своей феноменальной популярности, кошки вызывают интерес по целому ряду причин, среди которых, например, такие:
Все домашние кошки произошли от дикого вида кошачьих Felis sylvestris lybica, обитавших на Ближнем Востоке. Эти кошки были охотниками, и, вероятно, самостоятельно выбрали жизнь в ранних человеческих поселениях, так как там было легче ловить грызунов, привлекаемых человеческими отходами. Люди терпимо относились к присутствию кошек, так как они позволяли сдерживать численность вредителей. Собаки, изначально также были привлечены преимуществами жизни вблизи человеческих жилищ. Наиболее дружелюбные специально отбирались для охраны и исполнения других работ. В отличие от собак, одомашнивание диких кошек шло самопроизвольно и крайне медленно. Они смогли избежать влияния человека, так как не предоставляли интереса в качестве «рабочей силы». Даже сегодня, множество кошек живут самостоятельно, либо, используя человеческое жильё только для безопасного ночлега. Это затрудняет целенаправленную селекцию желательных черт их характера (таких как добродушие и/или послушание). Однако, одомашнивание кошек продолжается и, по всей видимости, будет продолжаться в будущем. Надо также иметь в виду, что большинство кошачьих пород, существующих сегодня, появились лишь в течение последней сотни лет. Различия в одомашнивании можно легко заметить, сравнив разнообразие в породах собак и кошек. Большинство пород кошек могут различить только специалисты, тогда как собаки разных пород порой отличаются разительно. Это вызвано тем, что они выводились для решения конкретных задач, в том числе и для общения. Кошки, никогда не исполняли (и сейчас не исполняют) служебных задач, возможно, поэтому не подвергались селекции селекции с целью улучшения коммуникативных навыков.
Так с чего бы кошкам реагировать на человеческие сигналы? Мы считаем, что у кошек понимание желаний человека и следование им - приобретаемый навык, в отличие от врождённого, развитого в ходе совместной эволюции, как у собак. Кошки живут в домах с людьми, поэтому им необходимо понимать человеческое поведение, чтобы использовать преимущества совместного существования. Когда человек доволен – это идёт кошкам на пользу, им достаются лишние угощения, о человека можно потереться и посидеть у него на коленях. Если злится, негатив может сказаться и на кошке, например, на неё могут накричать или выгнать «с глаз долой». Поэтому, способность домашнего питомца понимать людей много значит для устойчивых межвидовых отношений, независимо от того, врождённая она или приобретённая.
Гипотеза о двухэтапном процессе одомашнивания объясняет, каким образом животные приобретают возможность понимать человека. Предполагается, что необходимы два ключевых условия, чтобы животное смогло понимать человеческие сигналы.
Изучение домашних кошек показывает важность обоих этих этапов. Котята, социализированные в раннем возрасте, повзрослев, активно стремятся к общению с человеком. При этом они хорошо понимают сигналы, подаваемые им людьми. Установлено, что взрослые кошки способны отличить своего владельца по голосу от чужих. На втором этапе кошки обучаются более сложным навыкам, таким как понимание значений человеческих жестов, например, указание направления к миске с едой. Это позволяет сделать вывод, что внимание к поведению человека и изучение последствий его действий является когнитивной (связанной с познаванием) способностью.
Мы провели две серии экспериментов, чтобы выяснить, могут ли кошки различать человеческие эмоции.
В эксперименте людьми демонстрировались гнев и удовольствие, причём только с использованием выражения лица и позой тела.
В опытах принимали участие хорошо знакомый человек и совершенно незнакомый. «Команду кошек» представляли 12 стерилизованных животных – 7 котов и 5 кошек разных пород.
В каждой попытке кошки по очереди располагались в определённом месте, в двух метрах от человека, знакомого или незнакомого, в комнате, где животные чувствовали себя комфортно. Человек сидел со скрещенными ногами и статически демонстрировал сигналы в течение трех минут, без использования каких-либо дополнительных средств, таких как голос или жесты. Если кошка, подходила, человек никак на это не реагировал, продолжая демонстрировать заданную эмоцию. Для анализа результатов измерялось время, необходимое каждой кошке, чтобы приблизиться и «установить контакт» с человеком, количество времени, проведенного в физическом контакте с человеком, а также типы поведения кошки, демонстрируемые во время опыта. По типу поведения результаты затем делились на негативные, позитивные и нейтральные. Сравнение полученных данных с аналогичными данными опытов с собаками показало, что собаки гораздо чаще демонстрировали избегающее поведение и значительно реже подходили к актёрам, изображающим гнев, чем к изображающим удовольствие. Тем не менее, было чётко установлено, что кошки демонстрировали более позитивное поведение, быстрее подходили и больше времени проводили с человеком в «счастливом» состоянии, чем в «гневном». Фактор знакомства с человеком использовался, чтобы понять, нуждается ли кошка в опыте общения с конкретным человеком, чтобы распознавать именно его эмоции, или способна обобщать известные ей взаимосвязи между мимикой и поведением, перенося их на незнакомых людей. Ожидалось, что большее влияние эмоций на поведение кошек будет в случае, когда они проявляются владельцем, так как кошки кажутся более внимательными к своим хозяевам по сравнению с незнакомыми людьми.
Эксперимент показал, что со знакомыми людьми кошки проводят заметно больше времени и демонстрируют значительно более позитивное поведение (трутся, урчат, находятся в расслабленных позах), если человек демонстрирует позитивное настроение. Однако, в случае с незнакомыми людьми такого не наблюдалось – поведение кошек оставалось неизменным независимо от демонстрируемых эмоций. Это, как представляется, указывает на эффект обучения, потому что, хотя выражения эмоций не отличались между знакомым и незнакомым человеком, кошки реагировали только тогда, когда эмоции были представлены кем-то, с кем у них был опыт общения. С другой стороны, возможно, что кошек просто больше интересовали эмоции своих владельцев, чем посторонних. Результаты эксперимента хорошо согласуются с гипотезой о двухэтапном одомашнивании кошек, так как они реагировали на эмоции людей, с которыми раньше уже общались. Возможно, предполагая потенциальное вознаграждение за правильную реакцию на эмоциональные сигналы (в виде похвалы, ласки), но игнорируя эмоции незнакомых людей.
Обнаружив довольно слабое влияние человеческих эмоций на поведение кошки в первом эксперименте, во втором эксперименте делалась попытка усилить эмоциональные сообщения, добавив к ним звуковые сигналы (в виде разговора). Этот эксперимент более реалистично имитировал реальное взаимодействие кошек со знакомым и незнакомым человеком.
Было задействовано 26 взрослых стерилизованных животных, 15 котов и 11 кошек, представляющих разные породы. Каждой кошке давалось две попытки для общения с людьми (один из которых был знаком кошке, другой – нет). В первом случае люди разговаривали доброжелательно, во втором сердито. В обоих случаях кошку помещали в переноску на столе в тестовой комнате, на равном расстоянии от владельца кошки и неизвестного ей человека, располагавшихся лицом друг к другу.
В «позитивной» попытке люди общались доброжелательно, находились в расслабленных позах и улыбались. В «негативной» попытке, люди разговаривали сердито, находились в напряжённых позах, лица были хмурыми и мрачными. Громкость голоса была одинакова в обоих случаях. Дверка переноски была открыта.
Результаты анализировались так же, как и в первом опыте. Измерялось время, необходимое каждой кошке, чтобы выйти из переноски, длительность контакта с человеком и тип поведения кошки (негативное, позитивное и нейтральное). Кроме того, во время эксперимента отслеживалось направление взгляда кошки. Это было важно, так как человеческие дети часто используют своих родителей, старших братьев, учителей в качестве ориентира при оценке неопределенной ситуации (социальная референтность). Также доказано, что социальная референтность работает у собак.
В эксперименте не было выявлено существенного влияния демонстрируемых людьми эмоций на поведение кошек. Это не удивительно, так как кошки очень неофобны (не любят нового), а опыты проводились в потенциально опасной исследовательской лаборатории. Кошки, возможно, там слишком нервничали по поводу опыта в целом, поэтому не слишком обращали внимание на то, что делали люди.
Интересно, что кошки в обоих испытаниях смотрели на своего владельца значительно больше, чем на второго исследователя. Это наблюдение говорит о том, что, хотя кошек, возможно, не интересовали «эмоции» исследователей, они искали своего владельца, чтобы попытаться оценить ситуацию. Кроме того, это подтверждает, что кошки также образуют группы социальной референтности (подтверждая результаты, которые недавно были получены другой группой учёных). Социальная референтность наблюдается только у видов, которые способны учиться на эмоциональных сигналах других особей. Очень интересно было обнаружить такую способность у кошек - вида, ранее считавшегося «асоциальным».
Проведённые исследования позволили сформулировать два важных вывода.