Кошка. Сама по себе.
Кошка. Сама по себе.

Новости сайта

24.05.2018 Чистка туалетного лотка.

16.05.2018 Почему кошка не отзывается, когда её зовут?

10.05.2018 Почему кошка лижет руки?

04.05.2018 Почему кошка лижет руки?

25.04.2018 Особенности языка кошки.

20.04.2018 Среди кошек тоже есть левши и правши.

17.04.2018 Домашние кошки древнего Китая.

13.04.2018 Молозиво - друг или враг?

02.04.2018 Нужно ли прививать кошку?

28.03.2018 Виды вакцин для кошек.

Кошки понимают эмоции человека.

© Moriah Galvan, MSc и Jennifer Vonk, PhD, 2015г.

Дополнительная информация:
Происхождение пород домашних кошек

Как известно «лучшим другом человека», считаются домашние собаки, отношения которых с людьми достигли, вероятно, возможной вершины. Это объясняется тем, что на протяжении многих веков собаки подвергались селекции, направленной на улучшение послушности и дружелюбия к человеку.

Существует множество исследований, результаты которых подтверждают наличия взаимопонимания между людьми и собаками. Удивительно, но взаимоотношения между человеком и кошками не привлекают такого внимания со стороны учёных, хотя на сегодняшний день кошки являются самым популярным домашним животным по всему миру. Поиск результатов научных исследований поведения кошек дает сравнительно немного данных, большинство исследователей фокусируется на биологических особенностях кошек, а не на их поведении. В данной статье делается попытка осветить отношения между человеком и кошкой и, в частности, в той области, которая в настоящее время вызывает дебаты в кинологической литературе - это способность кошек понимать человеческие эмоции и соответствующим образом реагировать на них, а кроме того (если это происходит на самом деле), объяснить причины такого поведения.

Понимают ли кошки эмоции человека?

Помимо своей феноменальной популярности среди людей, кошки вызывают интерес по целому ряду причин, среди которых, например, такие:

  • История одомашнивания кошек существенно отличается от истории одомашнивания собак и других животных.
  • Кошки не приспособились жить в больших, сложных социальных группах (как, например, собаки).

Все домашние кошки произошли от диких кошек вида Felis sylvestris lybica, обитавших на Ближнем Востоке. Эти кошки были охотниками, и, вероятно, самостоятельно выбрали жизнь в ранних человеческих поселениях, так как там было легче ловить грызунов, привлекаемых человеческими отходами. Люди терпимо относились к присутствию кошек, так как они позволяли сдерживать численность вредителей. В отличие от собак, изначально также привлечённых преимуществами жизни вблизи человека, наиболее дружелюбные из которых специально отбирались для охраны и исполнения других работ, одомашнивание диких кошек шло самопроизвольно и крайне медленно, поскольку они смогли избежать влияния человека, не предоставляя для него интереса в качестве «рабочей силы». Даже сегодня, множество кошек живут самостоятельно, либо, используя человеческое жильё только для безопасного ночлега, что затрудняет целенаправленную селекцию желаемых особенностей их характера (таких как добродушие и/или послушание). Однако, одомашнивание кошек продолжается и, по всей видимости, будет продолжаться в будущем. Следует также иметь в виду, что большинство пород кошек, существующих сегодня, появились лишь в течение последней сотни лет. Различия в одомашнивании собак и кошек можно легко заметить, сравнив разнообразие в породах собак и кошек. Большинство пород кошек могут различить только специалисты, тогда как собаки разных пород порой различаются между собой разительно – ведь они выводились для решения определённых задач, в том числе и для такой, как общение с человеком. Кошки, никогда не исполняли (и сейчас не исполняя) служебных задач, возможно, поэтому не подвергались селекции, направленной на улучшение коммуникативных навыков.

Так с чего бы кошкам реагировать на человеческие сигналы? Мы считаем, что у кошек понимание желаний человека и следование им является приобретаемым навыком, в отличие от врождённого, развитого в процессе совместной эволюции, как у собак. Кошки живут в домах с людьми, поэтому им необходимо понимать человеческое поведение, чтобы использовать преимущества совместного существования. Когда человек доволен – это идёт кошкам на пользу, им достаются лишние угощения, о человека можно потереться и посидеть у него на коленях. Если человек злится, негатив может сказаться и на кошке, например, на неё могут накричать или выгнать «с глаз долой». Поэтому, способность домашнего питомца понимать людей имеет решающее значение для устойчивых межвидовых отношений, независимо от того, является ли такая способность врождённой или приобретённой.

Гипотеза о двухэтапном процессе одомашнивания объясняет, каким образом животные приобретают возможность понимать человека. Предполагается, что необходимы два ключевых условия, чтобы животное смогло понимать человеческие сигналы.

  • Во-первых, животное должно быть способно и согласно воспринять человека в качестве компаньона – это обычно происходит в детстве, на ранних этапах развития. Для кошек, в этом смысле, определяющим является возраст между двумя и восемью неделями.
  • Во-вторых, животное должно получать достаточное поощрение для того, чтобы понимать и продолжать следовать человеческим подсказкам так, чтобы правильнее на них реагировать в будущем.

Изучение домашних кошек показывает важность обоих этих этапов. Котята, социализированные в раннем возрасте, повзрослев, активно стремятся к общению с человеком. При этом они хорошо понимают сигналы, подаваемые им людьми. Установлено, что взрослые кошки способны отличить своего владельца по голосу от других людей. На втором этапе кошки обучаются более сложным навыкам, таким как понимание значений человеческих жестов, например, указание направления к миске с едой. Это позволяет сделать вывод, что внимание к поведению человека и изучение последствий его действий является когнитивной (связанной с познаванием) способностью домашних кошек.

Мы провели две серии экспериментов, чтобы выяснить, могут ли кошки различать человеческие эмоции.

Визуальное распознавание эмоций человека кошками.

В эксперименте людьми демонстрировались гнев и удовольствие, причём только с использованием выражения лица и позой тела.

В опытах принимали участие хорошо знакомый кошке человек и совершенно незнакомый. «Команду кошек» представляли 12 стерилизованных животных – 7 котов и 5 кошек различных пород.

В каждой попытке кошки по очереди располагались в определённом месте, в двух метрах от человека, знакомого или незнакомого, в комнате, где кошки чувствовали себя комфортно. Человек сидел со скрещенными ногами и статически демонстрировал сигналы в течение трех минут, без использования каких-либо дополнительных средств, таких как голос или жесты. Если кошка, подходила, человек никак на это не реагировал, продолжая демонстрировать заданную эмоцию. Для анализа результатов измерялось время, необходимое каждой кошке, чтобы приблизиться и «установить контакт» с человеком, количество времени, проведенного в физическом контакте с человеком, а также типы поведения кошки, демонстрируемые во время опыта. По типу поведения кошки результаты затем подразделялись на негативные, позитивные и нейтральные. Сравнение полученных данных с аналогичными данными опытов с собаками показало, что собаки гораздо чаще демонстрировали избегающее поведение и значительно реже подходили к актёрам, изображающим гнев, чем к изображающим удовольствие. Тем не менее, было чётко установлено, что кошки демонстрировали более позитивное поведение, быстрее подходили и больше времени проводили с человеком в «счастливом» состоянии, чем в «гневном». Фактор знакомства с человеком использовался для того, чтобы понять, нуждается ли кошка в опыте общения с конкретным человеком, чтобы распознавать именно его эмоции, или кошка способна обобщать известные ей взаимосвязи между мимикой и поведением, перенося их на незнакомых людей. Ожидалось, что большее влияние эмоций на поведение кошек будет в случае, когда они проявляются владельцем, так как кошки кажутся более внимательными к своим хозяевам по сравнению с незнакомыми людьми.

Эксперимент показал, что со знакомыми людьми кошки проводят заметно больше времени и демонстрируют значительно более позитивное поведение (трутся, урчат, находятся в расслабленных позах), если человек демонстрирует позитивное настроение. Однако, в случае с незнакомыми людьми такого не наблюдалось – поведение кошек оставалось неизменным независимо от демонстрируемых эмоций. Это, как представляется, указывает на эффект обучения, потому что, хотя выражения эмоций не отличались между знакомым и незнакомым человеком, кошки реагировали только тогда, когда эмоции были представлены кем-то, с кем они имели опыт общения. С другой стороны, возможно, что кошек просто больше интересовали эмоции своих владельцев, чем посторонних людей. Результаты эксперимента хорошо согласуются с гипотезой о двухэтапном одомашнивании кошек, так как кошки реагировали на эмоции людей, с которыми уже они имели опыт общения, предполагая потенциальную возможность вознаграждения за правильную реакцию на эмоциональные сигналы (в виде похвалы, ласки), но игнорировали эмоции незнакомых людей.

Влияние эмоций человека на поведение кошек.

Обнаружив довольно слабое влияние человеческих эмоций на поведение кошки в первом эксперименте, во втором эксперименте делалась попытка усилить эмоциональные сообщения, добавив к ним звуковые сигналы (в виде разговора). Этот эксперимент более реалистично имитировал реальное взаимодействие кошек со знакомым и незнакомым человеком.

Было задействовано 26 взрослых стерилизованных животных, 15 котов и 11 кошек, представляющих разные породы. Каждой кошке давалось две попытки для общения с людьми (один из которых был знаком кошке, другой – нет). В первом случае люди разговаривали доброжелательно, во втором сердито. В обоих случаях кошку помещали в переноску на столе в тестовой комнате, на равном расстоянии от владельца кошки и неизвестного ей человека, располагавшихся лицом друг к другу.

В «позитивной» попытке люди общались доброжелательно, находились в расслабленных позах и улыбались. В «негативной» попытке, люди разговаривали сердито, находились в напряжённых позах, лица были хмурыми и мрачными. Громкость голоса была одинакова в обоих случаях. Дверка переноски была открыта.

Результаты анализировались так же, как и в первом опыте - измерялось время, необходимое каждой кошке, чтобы выйти из переноски, длительность контакта с человеком и тип поведения кошки (негативное, позитивное и нейтральное). Кроме того, во время эксперимента отслеживалось направление взгляда кошки. Это было важно, так как человеческие дети часто используют своих родителей, старших братьев, учителей в качестве ориентира при оценке неопределенной ситуации (социальная референтность). Также доказано, что социальная референтность работает у собак.

В эксперименте не было выявлено существенного влияния демонстрируемых людьми эмоций на поведение кошек. Это не удивительно, так как кошки очень неофобны (не любят нового), а опыты проводились в потенциально опасной исследовательской лаборатории, где кошки, возможно, слишком нервничали по поводу опыта в целом, поэтому не слишком обращали внимание на то, что делали люди.

Интересно, что кошки в обоих испытаниях смотрели на своего владельца значительно больше, чем на второго исследователя. Это наблюдение говорит о том, что, хотя кошек, возможно, не интересовали «эмоции» исследователей, они искали своего владельца, чтобы попытаться оценить ситуацию. Кроме того, это подтверждает, что кошки также образуют группы социальной референтности (подтверждая результаты, которые недавно были получены другой группой учёных). Социальная референтность наблюдается только у видов, которые способны учиться на эмоциональных сигналах других особей, поэтому очень интересно было обнаружить такую способность у кошек - вида, ранее считавшегося «асоциальным».

Выводы по результатам экспериментов.

Проведённые исследования позволили сформулировать два ключевых вывода.

  • Кошки понимают эмоции хорошо знакомых им людей, но не очень хорошо – только ярко выраженные.
  • Кошки показывают социально референтное поведение, в непонятной ситуации смотря на знакомого человека и пытаясь по его поведению понять, как реагировать на сложившееся положение.